Интеллект

Интеллект(от лат. Intellectus — понимание, познание) – это информационная составляющая эволюционной эффективности активной системы.

Мыслительный аппарат включает в себя: подсистему ввода информации, подсистему обработки информации, подсистему вывода информации и/или исполнительное устройство. У человека – это органы чувств, головной мозг, речевой аппарат и/ или опорно-двигательный аппарат.
Структура интеллекта:

  1. Аксиоматика;
  2. База знаний;
  3. Картина мира;
  4. Логика;
  5. Воображение.

Для выживания в разных условиях активной системе требуются разные виды интеллекта. Например, лауреат Нобелевской премии по физике будет совершенно беспомощен в условиях джунглей Амазонии. Он там не проживет и трех дней, а ненецкий шаман, способный выживать в тяжелейших условиях Арктики, не сможет выжить в Нубийской пустыне. То есть, разные условия существования предъявляют активной системе и ее эволюционной эффективности разные требования, поэтому и существуют разные виды специальных интеллектов:
Виды специальных интеллектов:

  1. Интеллект собирателя;
  2. Интеллект охотника/рыболова;
  3. Интеллект крестьянина;
  4. Интеллект ремесленника/рабочего;
  5. Интеллект воина;
  6. Интеллект руководителя;
  7. Интеллект творческой личности (инженера, изобретателя, поэта, художника, композитора);
  8. Интеллект ученого.

Каждый вид интеллекта имеет свою аксиоматику, свою базу знаний и картину мира, пользуется своей специфической логикой и своим видом воображения, поэтому и измерять каждый вид интеллекта необходимо на специфическом материале. Универсальный интеллект – это сумма специальных интеллектов.
9. Универсальный интеллект = интеллект собирателя + интеллект охотника/рыболова + интеллект крестьянина + интеллект ремесленника/рабочего + интеллект воина + интеллект руководителя + интеллект инженера/изобретателя + интеллект ученого.
Программа «Бакалибрики» направлена на формирование универсального интеллекта, обеспечивающего активной системе самую высокую эволюционную эффективность. Для целенаправленного и корректного развития интеллекта необходимо уметь его измерять.
Измерение интеллекта собирателя
Аксиоматика собирателя – Аниматизм (от лат. animatus — одушевлённый) — вера в безличную одушевлённость природы или отдельных её частей.
Это своего рода мнемотехнический прием, позволяющий запомнить и передавать из поколения в поколение эмпирические знания о полезных (добрых) растениях и грибах и условиях существования (теплое время года, благоприятная погода, съедобные и лекарственные растения, очаг, родственники, друзья) и вредных и опасных (злых) растениях и условиях существования (холодное, время года, дождливая, снежная, ветреная погода, гроза, лавины, сели, землетрясения, цунами, пожары, ядовитые и вредные для здоровья растения и грибы, хищных и опасные животные). Такой подход повышает выживаемость активной системы (человека, семьи, племени) и ее эволюционную эффективность в условиях отсутствия письменности, техники, производительных технологий. Аксиоматики собирателя сохраняется и передается из поколения в поколение через устное народное творчество – сказки, притчи, песни.

Жизнь и эволюционная эффективность собирателя зависит от базы знаний о растениях, способах их сбора, хранения, подготовки и употребления.
Поэтому, измерение интеллекта собирателя начинается с измерения базы знаний о растениях и их свойствах (атрибутах).
База знаний собирателя из чанков, собранных в следующие таксоны:
Травы, кустарники, деревья, грибы.
Чанк засчитывается только в том случае, если собиратель может по названию растения определить его внешний вид, а по внешнему виду определять его название.
Логика собирателя:

  1. Деление растений на съедобные, ядовитые, лечебные.
  2. Деление растений на травы, кустарники, деревья, лианы.
  3. Структурирование: Листья, ветки, стволы, корни, цветы, плоды.
  4. Ранжирование съедобных частей растений по основанию «калорийность».
  5. Смысловые оси: Время суток. Времена года, месяцы, погода.
  6. Причинный анализ: Симптомы отравления, меры безопасности, лечение.

Технологии собирателя:

  1. Изготовление деревянных и каменных инструментов.
  2. Плетение веревок, обуви, головных уборов, ковриков.
  3. Ткачество из растительных волокон.
  4. Посуда из растительных материалов: бочки, кадки, ложки, кружки, туески, корзинки и т.п.
  5. Жилище и мебель из растительных материалов.
  6. Добывание огня.
  7. Инструменты для сбора ягод, шишек, орехов, грибов.
  8. Ориентация в ночное и дневное время суток.
  9. Определение времени года.
  10. Определение времени суток.
  11. Сбор.
  12. Доставка.
  13. Хранение.
  14. Приготовление.
  15. Употребление.
  16. Утилизация.
  17. Защита от природных явлений, хищников, болезней (лечение).

Воображение собирателя:
Комбинации деревянных и каменных орудий труда.
Антропоморфизация природных явлений.
Сказки.
«Колобок» символизировал Луну и то, как меняется месяц на небе — от полного, то тонкого, серповидного «ломтя». Потому что остальное уже «скушали»…

Тесты: доступны уровни 1,2